mail@mail.ru
+7(846)572-34-74
Комсомольская улица, 92А
Туризм и отдых в Красноярском районе

Приход в честь Рождества Христова, Волжский

Запись обновлена: 27.08.2019 Раздел: Храмы

У подножия Царева Кургана  находится Христорождественская церковь, основанная в 1833 году. Это один из главных шедевров архитектуры классицизма Самарской губернии. Волжский храм очень  напоминает своих каменных ровесников на Неве. Его строительство  велось одновременно с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.

История храма загадочна и тесно переплетается с историей самой местности.  Построен  он с помощью помещицы Дашковой, которая была владелицей тех мест. Есть предположение, что храм воздвигнут по тайному распоряжению Императора Александра I. В 1824 году он побывал в этих краях, поднимался на курган.

Много унижений и равнодушия за свой век повидал этот красивейший величественный храм. В былые времена за Волгой заканчивалась Российская Империя. Преступников высылали сюда, подальше от мирных граждан и здесь  на гуляй-поле жил вольный бесшабашный люд. Долгие годы необычайная своим благолепием местность служила пристанищем разбойников.  Они облюбовали курган, с которого раньше прекрасно обозревалась вся округа. Сделали холм смотровой площадкой и грабили проплывающие мимо суда. Говорят, что Петр Первый,  разгневанный  этими разбоями,  издал Указ снести с лица земли Царевщину. Но война со шведами помешала его  планам.

Итак, коренному населению, в венах которых бурлила, через чур буйная кровь, миролюбивые законы христианства были чужды. Они храм Божий обходили стороной. Местным священникам всегда было очень трудно гасить преступные страсти на селе, призывая к любви и согласию.

Осталась одинока в своих страданиях Христорождественская церковь  и когда грянул жестокий семнадцатый. Царевщинцы равнодушно отнеслись к поруганию местного храма – «Нет храма, и не надо!».  Холодность в селе проявили и к судьбе своего батюшки – отца Константина. 22 октября 1918 года он был взят красноармейцами из дивизии большевика Гая прямо с Божественной литургии, где батюшка поминал новопреставленную семью святых Царственных мучеников. После издевательств и мучений большевики расстреляли его на берегу реки Кинель.  В 2001 году священномученик Константин Сухов, причислен к лику святых и сегодня его икона в храме одна из самых почитаемых.

В 1969 году по инициативе Московских ученых начнется реставрация храма. Но продлится она недолго. Поговаривают, что это было лишь формальностью, прикрывающей поиски клада.

И лишь спустя 20 лет начнется возрождение храма  и вместе с ним морального облика сельчан.  Селу будет милость Божия с приходом Владимира Назарова, по мирской профессии художника-реставратора, который станет настоятелем Христорождественского храма.  «Окна разбиты, полы из толстенных плит разворочены, стоят дыбом, сверху слой жуткой грязи и мусора, кругом нецензурные надписи, на крыше уже прорастают деревья. Ни света, ни газа, ни воды, ни отопления» – в  таком состоянии предстала многострадальная церковь перед ним. На дворе стояла зима. Затянули окна целлофаном в два слоя, нашли «буржуйку» на солярке и при температуре + 1 градус начали ее  реконструкцию. И уже весной, на Пасху отец Владимир провел свое первое Богослужение в возрожденном храме.

1956 год, храм в честь Рождества Христова

Первыми  прихожанами  восстановленной церкви стали переселенцы из Буяна, Бинарадки и других окрестных сел. Окаменелость душ коренного  населения  неустанными стараниями и молитвами  отца Владимира рушилась долгие годы.

 В юбилейном для Христорождественской церкви, 2013 году, отца Владимира не стало. В настоящее время настоятелем храма является сын Владимира Назарова – отец Михаил.

В Царевщине отбывал ссылку и похоронен в 1847 году у алтаря церкви декабрист Алексей Васильевич Веденяпин. Очень образованный человек.  Служил управляющим у Дашковых. Храм в разное время в ходе своих самарских визитов посетили два Патриарха: осенью 1999 года Святейший Патриарх Алексий II, а в октябре 2008 года Митрополит Кирилл — ныне Патриарх Московский и всея Руси. В память о посещении Патриархом Алексием Вторым храма Большой Царевщины остался бесценный дар Святейшего — Владимирская икона Божией Матери. Народная молва сообщает, что Патриарху поднесли воды со святого источника, которая ему очень понравилась.

В храме также сегодня находится  список, сделанный в Раковском женском монастыре с чудотворной иконы «Взыскание погибших», той самой, что приплыла по Волге  и теперь хранится в «Покровском соборе». В свое время владыка Иоанн поручал эту икону отреставрировать художнику — Владимиру Назарову и когда тот стал служить в Царевщине, Иоанн отдал ее в местный храм. Неоднократно икона приходила на помощь молящимся, являя  чудеса исцеления и избавления от различных житейских бед и укрепляя веру прихожан, которых с каждым годом становится все больше.

Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Самарский и Тольяттинский благословил на входе в храм Рождества Христова установить мемориальную стелу, торжественное открытие которой по инициативе Самарского регионального отделения Общества «Двуглавый орел» состоялось к 100-летию мученической кончины отца Константина в 2019 году: